Твой путеводитель в мире информации

 


Система гарантий сохранности сбережений граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения

Гарантии сохранности сбережений граждан в негосударственных пенсионных фондах

Государство Украина не несет ответственности по обязательствам негосударственных пенсионных фондов, но на нормативном уровне создана жесткая система гарантий защиты интересов участников негосударственного пенсионного обеспечения

Законодательное ограничение пенсионных схем, которые разрешено использовать в системе НПО.
Законодательное регулирование методик расчета пенсионных выплат и оценки чистой стоимости активов НПФ.
Распределение функций, полномочий и ответственности по управлению активами, администрированию и хранению активов между различными субъектами.
Четкое отделение активов негосударственных пенсионных фондов от активов других субъектов НПО.
Лицензирование деятельности субъектов НПО.
Законодательные требования к размеру уставного капитала компании по управлению активами и администратора негосударственных пенсионных фондов.
Квалификационные требования к работникам субъектов НПО.
Требования к программно-техническому обеспечению для ведения персонифицированного учета средств участников НПФ.
Требования по диверсификации активов в портфеле негосударственных пенсионных фондов и требования к отдельным видам активов.
Законодательное ограничение вознаграждений за услуги в системе НПО.
Приобретение участниками права собственности на пенсионные средства с момента поступления взноса в НПФ.
Право участника перевести деньги для получения пенсии в другой НПФ или страховую компанию.
Система специальной отчетности о деятельности в сфере НПО и требование регулярного обнародования этой отчетности.
Невозможность ликвидации негосударственного пенсионного фонда путем банкротства.
Система многоступенчатого перекрестного контроля в сфере НПО

А теперь разберемся, о чем говорит каждый пункт 

Законодательное ограничение пенсионных схем, которые разрешено использовать в системе НПО.

В Украине на законодательном уровне ограничен набор пенсионных схем, которые можно использовать в сфере негосударственного пенсионного обеспечения:
- Запрещены пенсионные схемы с установленными выплатами.
- Запрещены групповые (солидарные) пенсионные схемы.
Также существуют ограничения видов пенсионных выплат:
- Негосударственные пенсионные фонды не имеют права осуществлять пожизненные выплаты. При осуществлении пожизненных выплат возможны ситуации, когда обеспечение пенсий одним участникам может происходить за счет других.
- Единоразовые выплаты осуществляются только в законодательно определенном перечне случаев.
Такие ограничения максимально снижают влияние вероятностей наступления тех или иных событий (дожитие, неполучение прогнозированного уровня инвестиционного доходи и др.) на основы и результаты деятельности НПФ. Кроме того, эти ограничения облегчают процесс финансового прогнозирования, снижая количество вероятностных переменных. А ведь именно прогнозирование финансовых потоков дает возможность формировать необходимую структуру портфеля с достаточной ликвидностью в каждом периоде для своевременного выполнения фондом своих обязательств перед участниками.

Законодательное регулирование методик расчета пенсионных выплат и оценки чистой стоимости активов НПФ.

В Украине методики расчета сумм пенсионных выплат и оценки чистой стоимости активов НПФ являются едиными для всех НПФ и устанавливаются законодательно. Это является защитой от какой бы то ни было дискриминации участников НПО и других злоупотреблений при расчете сумм пенсионных выплат и сумм на индивидуальных пенсионных счетах участников.
Распределение функций, полномочий и ответственности по управлению активами, администрированию и хранению активов между различными субъектами.
Распределение функций по ведению текущей деятельности НПФ между несколькими субъектами (администратором, банком-хранителем и компанией по управлению активами), предоставление этим субъектам полномочий по взаимному контролю позволяет максимально снизить риск сговора субъектов НПО.
Четкое отделение активов негосударственных пенсионных фондов от активов других субъектов НПО.

Благодаря целой системе прописанных ограничений на учет и использование активов негосударственных пенсионных фондов, эти активы четко отделены от активов администраторов негосударственных пенсионных фондов, компаний по управлению активами, банков-хранителей. Даже в случае банкротства банка средства негосударственного пенсионного фонда не включаются в его ликвидационный баланс.
Таким образом, во-первых, создана эффективная система защиты от использования субъектами НПО активов пенсионных фондов на непредусмотренные законодательством цели в процессе управления ими, а во-вторых, даже возможное банкротство или ликвидация любого субъекта НПО, в том числе и банка, в котором хранятся пенсионные активы, не повлечет за собой утрату пенсионных накоплений участников.

Лицензирование деятельности субъектов НПО

Лицензирование компаний по управлению активами, администраторов негосударственных пенсионных фондов и банков-хранителей является государственным контролем профессиональной подготовленности этих субъектов к работе с пенсионными накоплениями граждан еще до начала работы. А механизм аннулирования лицензий дает возможность государственным органам оперативно реагировать в случаях нарушений правил работы субъектами НПО.

Законодательные требования к размеру уставного капитала компании по управлению активами и администратора негосударственных пенсионных фондов.

Установленные требования к размеру уставного капитала и к уровню, на котором необходимо поддерживать собственный капитал на протяжении всего времени работы компании по управлению активами и администратору негосударственных пенсионных фондов, являются гарантией того, что эти компании будут обеспечены достаточными ресурсами для профессиональной работы, а также гарантией ответственности этих субъектов. Также, необходимость вложить существенные средства в создание администратора и компании по управлению активами значительно снижает привлекательность негосударственного пенсионного обеспечения для «финансовых махинаторов».

Квалификационные требования к работникам субъектов НПО

Компании по управлению активами и администраторы негосударственных пенсионных фондов должны в обязательном порядке иметь в своем штате определенное количество работников, имеющих установленные квалификационными требованиями высшее образование и стаж работы, прошедших профессиональную подготовку и сдавших квалификационные экзамены. При этом, работники должны периодически подтверждать свою квалификацию.
Такие ограничения наряду с лицензированием позволяют обеспечить достаточный профессиональный уровень субъектов НПО.
Требования к программно-техническому обеспечению для ведения персонифицированного учета средств участников негосударственных пенсионных фондов.
Стоит отметить, что законодательно установлены как функциональные требования к программному обеспечению администратора, так и технические. Они позволяют обеспечить правильность ведения персонифицированного учета средств на индивидуальных пенсионных счетах участников НПФ, невозможность злоупотреблений, искажения информации, а также надежное хранение информации персонифицированного учета.

Требования по диверсификации активов в портфеле негосударственных пенсионных фондов и требования к отдельным видам активов.

Эти ограничения особенно подробно описаны в разделе VI Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». Такие жесткие ограничения по составу инструментов в портфеле НПФ, по их возможному процентному соотношению в рамках портфеля и по их «качеству» значительно снижает риски портфеля НПФ, повышает надежность инвестирования активов НПФ, гарантирует их сохранность.

Законодательное ограничение размеров вознаграждений за услуги в системе НПО

Законодательством ограничены максимальные размеры вознаграждений компании по управлению активами, администраторов НПФ и банков-хранителей. Эти ограничения являются гарантией того, что ни при каких условиях накопления участников НПФ не «уйдут» на вознаграждения обслуживающим НПФ субъектам.

Приобретение участниками права собственности на пенсионные средства с момента поступления взноса в НПФ

В отличие от многих стран, где используются групповые (солидарные) пенсионные схемы, в Украине участник негосударственного пенсионного фонда становится собственником пенсионных средств с момента поступления взноса в пользу этого участника на счет фонда. Таким образом, никто, в том числе и вкладчик, не в праве распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Никто не имеет право забрать эти средства из фонда, только участник, либо его наследники.

Право участника перевести деньги для получения пенсии в другой НПФ или страховую компанию

Дополнительным средством защиты интересов участников НПФ является право участника после наступления пенсионного возраста в любой момент перевести свои пенсионные накопления в другой НПФ или страховую компанию. Таким образом, участник на привязан к определенному пенсионному фонду, и может перевести свои накопления в ту организацию, которая, по его мнению, работает эффективнее.
 

Система специальной отчетности о деятельности в сфере НПО и требование регулярного обнародования результатов деятельности НПФ.

Помимо обязательной финансовой отчетности все субъекты НПО обязаны составлять и специальную отчетность, формы которой установлены соответствующими государственными органами (ГКРРФУ и ГКЦБФР). Специальная отчетность очень подробная и позволяет обеспечить прозрачность деятельности всех субъектов НПО, дает возможность проконтролировать буквально каждый этап в движении пенсионных накоплений от их поступления в НПФ в качестве взносов до выплат участникам.

Невозможность ликвидации негосударственного пенсионного фонда в порядке банкротстве

При ухудшении финансового состояния негосударственного пенсионного фонда, он не может быть ликвидирован по законодательству о банкротстве. Для негосударственных пенсионных фондов предусмотрен особый режим ликвидации. Этот режим предусматривает, что все пенсионные накопления граждан переводятся в другой негосударственный пенсионный фонд, в страховую компанию либо в банк. Таким образом, даже при ликвидации НПФ участник не теряет свои пенсионные накопления.

Система многоступенчатого перекрестного контроля в сфере НПО

Одной из ярких отличительных особенностей развития негосударственного пенсионного обеспечения в Украине по сравнению с развитием аналогичных систем в других странах стала построенная система многоступенчатого контроля над деятельностью субъектов НПО.

Система контроля в сфере НПО состоит:

Государственный контроль.
Взаимный контроль субъектов НПО.
Контроль со стороны саморегулируемых организаций.
Контроль со стороны участников НПФ.
Общественный контроль.

У каждого уровня системы контроля свои задачи и предназначение.

Государственный надзор и контроль в сфере НПО в рамках определенной законодательством компетенции осуществляют:
1) Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг за деятельностью НПФ, администраторов НПФ, страховых организаций и банковских учреждений, которые открывают пенсионные депозитные счета.
2) Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку за деятельностью компаний по управлению активами и банков-хранителей.
3) Национальный банк Украины за деятельностью банков-хранителей и банковских учреждений, которые открывают пенсионные депозитные счета.
4) Антимонопольный комитет Украины за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сфере НПО.
Стоит отметить, что со стороны государства также ведется контроль за соблюдением законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, в процессе ведения деятельности в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.

Информационной базой для осуществления государственного контроля служит финансовая и специальная отчетность субъектов НПО, результаты проверок субъектов НПО и другая информация, полученная государственными органами в процессе их работы.
Взаимный контроль субъектов НПО обусловлен установленными законодательством обязанностями этих субъектов контролировать деятельность друг друга.  
Так, совет НПФ посредством положений договоров об обслуживании фонда администратором, компанией по управлению активами и хранителем, а также посредством принятия инвестиционной декларации определяет рамки, в которых должны работать указанные субъекты. Совет контролирует работу администратора, компании по управлению активами и банка-хранителя на основании регулярной отчетности.  
Администратор контролирует работу компании по управлению активами и банка-хранителя посредством отчетов, которые эти субъекты предоставляют администратору.
Банк-хранитель контролирует соответствие операций компании по управлению активами инвестиционной декларации фонда (в случае нарушений – информирует об этом совет фонда, администратора и государственные органы), соответствие использования администратором средств пенсионного фонда законодательно установленным ограничениям. Также, банк-хранитель проверяет правильность расчетов чистой стоимости активов фонда и чистой стоимости единицы пенсионных взносов фонда, информирует ГКРРФУ в случае снижения чистой стоимости единицы пенсионных взносов на протяжении года более, чем на 20%.
Кроме того, у администратора пенсионного фонда, компании по управлению активами и банка-хранителя есть определенные контролирующие функции в отношении совета фонда. Так, эти субъекты могут отказаться подписывать договоры на обслуживание фонда при наличии в договорах, инвестиционной декларации или пенсионных схемах фонда положений, противоречащих действующему законодательству или положений, которые делают невозможной эффективную работу НПФ.

Контроль со стороны саморегулируемых организаций профессиональных субъектов НПО может осуществляться в двух направлениях:

Контроль деятельности самих субъектов на основании полномочий, делегированных саморегулируемой организации ГКРРФУ, а также посредством требований, которые выдвигаются к субъектам для вступления в саморегулируемую организацию и правил исключения из состава ее членов.
Контроль деятельности органов государственной власти в связи с возможностью коррупции, некомпетентного регулирования (которое может отразиться на эффективности работы субъектов НПО), излишнего зарегулирования рынка, создания излишних барьеров на вход в рынок, которые могут препятствовать развитию нормальной конкуренции.
Участники НПФ осуществляют контроль над деятельностью НПФ на основании информации, которая содержится в выписках по индивидуальным пенсионным счетам и в обнародованной отчетности НПФ. Действенность контроля, который осуществляют участники негосударственных пенсионных фондов, обусловлена правом на судебную защиту от нарушений прав участника, правом участника перевести свои средства для получения пенсии в другой НПФ или страховую компанию, возможностью обратиться за разъяснениями по любым спорным или непонятным вопросам к администратору НПФ или в ГКРРФУ.

Общественный контроль осуществляется на основании общедоступной информации о субъектах НПО, обнародованной отчетности НПФ, и состоит в формировании общественного мнения о надежности и эффективности работы субъектов НПО. Общественный контроль осуществляется средствами массовой информации, работодателями – вкладчиками, потенциальными вкладчиками, профессиональными объединениями, объединениями субъектов рынка НПО, потенциальными участниками НПО и другими кругами общественности.

Негосударственное пенсионное обеспечение в Одессе

Сайт города Одессы РИА Лимон



По материалам: