Твой путеводитель в мире информации

 


Налоговая проверка: как действовать, когда пришли на проверку из налоговой инспекции

Налоговая проверка: как действовать, когда пришли на проверку из налоговой инспекции

Алгоритм действия сотрудников предприятия при проверки контролирующих органов

Некоторые ошибки органов государственного надзора (контроля), на которые стоит обратить внимание для использования при осуществлении мер защиты:

Уведомление о проведении проверки не содержит всех предусмотренных сведений. 
Факт вручения уведомления субъекта хозяйствования не подтвержден. 
Направление на проверку не содержащей ссылку на приказ о проведении плановой или внеплановой проверки. 
Направление подписано неуполномоченным лицом. 
Направление на проверку не носит индивидуально- личного характера - не содержит сведений о проверке конкретного лица. 
Вид проверки определен неправильно - должно быть указано «плановая или внеплановая». Не должно быть указано «камеральная», «документальная» и т.д. 
Направление не содержит сведений о сроках проведения предварительной проверки - плановой или внеплановой. 
Сведения о должностных лицах, указанных в направлении на проверку, не соответствуют сведениям, указанным в служебном удостоверении. 
Данным контролирующим органом не определены степеней риска деятельности Вашего объекта, что делает невозможным установление плана контроля. 
Не соблюдены установленного интервала между предыдущей и текущей проверками. 
Внеплановая проверка, основанием для которой является обращение юридического или физического лица производится без соответствующего решения центральной власти. 
Служебные удостоверения представителей органов контроля содержат определенные погрешности в их оформлении. 
Субъект, в отношении которого осуществляется плановая проверка, не внесен в годовой план проверок соответствующего контролирующего органа. 
Акт о выявленных нарушениях содержит нечеткие формулировки. Например, в акте указано: «Отсутствует патент на осуществление торговли». Как правило, это означает, что документ отсутствует непосредственно в месте осуществления хозяйственной деятельности (магазине, складе, киоска и т.п.), а сохраняется у руководителя предприятия или в бухгалтерии. Такая формулировка дает право высказать замечания к акту проверки. 
Предписание об устранении нарушений не содержит всех сведений, предусмотренных законом. 
Ошибки допущенные органами надзора (контроля) могут быть использованы для получения предприятием дополнительного временного ресурса в процедурах проверок.

Алгоритм допуска к проведению проверки

С целью недопущения противоправных действий со стороны должностных лиц контролирующих органов, рекомендуем в процессе общения с лицами, которые пришли на проверку, применять любые средства видео-и звукозаписи (мобильный телефон, видео-и фотокамеру, диктофон). Желательно присутствие посторонних свидетелей (потребителей, близких людей, Ваших работников, других предпринимателей). Рекомендуем, при проведении проверки, пользоваться правовой помощью адвоката.

ВНИМАНИЕ: проведение проверок органами государственной налоговой службы не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщиков (статья 11-2 Закона "О государственной налоговой службе в Украине");

ВНИМАНИЕ: работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков (статья 11-1 Закона "О государственной налоговой службе в Украине"); 

Алгоритм первого контакта:

проверьте служебные удостоверения лиц, пришедших к Вам на проверку. На отдельный листок бумаги перепишите все сведения служебного удостоверения каждого из проверяющих, а именно: фамилия, имя и отчество; серия и номер служебного удостоверения и до какой даты оно действительное; должность и звание лица, который предъявил удостоверение; орган , выдавшим удостоверение;

требуйте от проверяющих один экземпляр направления на проверку. В направлении должно быть указано: дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Если в направлении на проверку указан вид проверки - "плановая", то Вас должны были письменно уведомить о проверке за десять дней до ее начала. В случае неполучения письменного уведомления, у Вас есть законные основания для недопущения работников налоговой службы к проведению проверки. Если в направлении указано как вид проверки - "внеплановая", то требуйте от проверяющих решения суда и копию приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой выездной проверки, даты ее начала и окончания. Непредоставление Вам этих документов или их предоставление с нарушением указанных выше требований, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки (ст. 11-2 и ст. 11-1 Закона Украины "О государственной налоговой .. ");

перед началом проверки требуйте от проверяющих совершить запись в Вашем журнале регистрации проверок. Отказ от подписи в журнале является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки (п. 7 Указа Президента "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности"). 

Примеры реализации алгоритма (необходимо зайти на страницу, там выложено видео) 
http://bovkun.com.ua/ua/news/detail131.html

Порядок проведения проверок органами налоговой службы в соответствии с Налоговым кодексом Украины, Закон Украины «О милиции» и Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» по местонахождению налогоплательщика.

Проверки налоговыми органами по местонахождению налогоплательщика (выездные проверки) могут быть плановыми, внеплановыми и фактическими.

В направлении на проверку должны быть указаны: дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку, подпись руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, скрепленный печатью органа государственной налоговой службы (ст. 81 НК).

Продолжительность проверки субъектов малого предпринимательства не должна превышать 10 рабочих дней (ст. 82 НК).

При проведении проверок должностные лица имеют право получать копии финансовых и хозяйственных документов, но им запрещено изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст.85 НК).

По результатам проверки в случае отсутствия нарушений составляется справка, в случае установления нарушений составляется акт (ст.86 НК), которые подписываются должностными лицами налоговой службы и предоставляются для подписи предпринимателю или его уполномоченному лицу. Отказ налогоплательщика от подписания акта не освобождает его от обязанностей, поэтому лучше перед подписью указать «с возражениями, которые прилагаются (или будут направлены)» и поставить дату получения акта.

Возражения могут быть направлены в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения акта, в них можно отметить желание предпринимателя принять участие в рассмотрении возражений. Налоговый орган обязан рассмотреть возражения в течение пяти рабочих дней с участием налогоплательщика (по его желанию) и в присутствии руководителя соответствующего налогового органа.

Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных относительно таких налогоплательщиков (ст.78 НК).

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год, с уведомлением предпринимателя под расписку за 10 календарных дней до начала проведения проверки (ст. 77 Налогового кодекса Украины). Допускать к плановой проверке предприниматели обязаны должностных лиц государственной налоговой службы при условии предварительного получения ими уведомления о проведении за 10 дней проверки и при предъявлении налоговиком направление на такую проверку (ст.81 НК).

Внеплановые проверки осуществляются в случае наступления одного из обстоятельств:

по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательное 'язковий письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;

налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

налогоплательщиком представлены органа государственной налоговой службы уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы;

выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

налогоплательщиком подано в установленном порядке органа государственной налоговой службы нимательской или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования;

начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов;

плательщиком представлена декларация, в которой заявлено к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V настоящего Кодекса, и / или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен; 

на налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком пояснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения;

получено постановление суда (постановление суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве;

органом государственной налоговой службы высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа государственной налоговой службы низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низкого уровня, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы. При этом должно быть начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело относительно должностных лиц органа государственной налоговой службы низшего уровня, которые проводили документальную проверку указанного налогоплательщика;

в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки. 

Перед проведением внеплановой проверки налогоплательщика должностные лица налоговых органов обязаны предоставить ему под расписку копию приказа руководителя органа о проведении документальной внеплановой проверки (ст.78 НК).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика исключительно на основании приказа руководителя органа налоговой службы, копия которого до начала проверки под расписку должна быть вручена налогоплательщику или его уполномоченному представителю. Фактическая проверкой может быть инициирована при наличии одного из следующих обстоятельств (ст. 80 НК):

в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;

в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов , лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров. Перед проведением проверки на этом основании может быть проведена контрольно-расчетная операция (ст.20 НК);

письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;

непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;

получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;

в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пункте 75.1.3;

в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Во время проведения проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и должностными лицами предприятия (ст.81 НК). 

При отсутствии направления на проверку Вы имеете право не допустить проверяющих к проверке (ст. 81 НК), но при этом необходимо составить акт о недопуске в связи с отсутствием направления. В акте необходимо указать дату, место, фамилия Ваше и проверяя, а также указать двух свидетелей, которые никак с Вами не связаны и которые распишутся в акте под тем, что проверяя не имели направление. Этот акт необходимо составить как минимум в двух экземпляров.

В случае имеющейся оперативно-розыскной или уголовного дела работники милиции имеют право проводить контрольные закупки и принимать участие в проверке субъектов предпринимательской деятельности. При этом в делах по вопросам налогообложения такие полномочия имеет только налоговая милиция (ст. 8 ЗУ Об оперативно-розыскной деятельности). Налоговая милиция же имеет право принимать участие в проверке исключительно тогда, когда оперативно-розыскная или уголовные дела возбуждены относительно того предпринимателя, которого хотят проверить (ст. 78 НК).

Без заведения оперативно-розыскного дела проведения оперативно-розыскных мероприятий запрещается (ст. 9 ЗУ Об оперативно-розыскной деятельности). В постановлении об открытии оперативно-розыскного дела указываются место и время его составления, должность лица, выносит постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела. Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, в котором указываются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции (ст.9 ЗУ О милиции).

Граждане Украины имеют право получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия (ст.9 ЗУ Об оперативно-розыскной деятельности).

Сайт города Одессы РИА Лимон



По материалам: